Как шутят сами участники рынка, работает это как в старой шутке про бензин. «Нефть дешевеет – бензин дорожает. Нефть дорожает – бензин дорожает. Нефть ничего не делает – бензин все равно дорожает. Бензин целеустремленный и плевать хотел на условности. Будь как бензин!»
По тому же принципу сейчас в России формируется стоимость авиаперевозки за рубеж. Что бы ни происходило с курсами – авиабилеты дорожают.
УКРЕПЛЕНИЕ РУБЛЯ УВЕЛИЧИВАЕТ СПРОС НА ТУРЫ ЗА РУБЕЖ
Курсы евро и доллара на открытии торгов на Мосбирже 12 июля сравнялись впервые за 20 лет, в моменте доллар даже торговался дороже евро. Объявленный Центробанком курс на 15 июля – 58,34 рубля за евро и 58,25 рублей за доллар США. Помимо того, что две самые популярные валюты по-прежнему торгуются фактически на одном уровне, сам по себе курс по отношению к рублю тоже беспрецедентно низкий.
«В иные годы такое положение вещей значительно удешевило бы для россиян поездки за рубеж. Особенно это касается курса евро, поскольку самая популярная у наших соотечественников страна для отдыха – Турция – несколько лет назад начала номинировать свои туры в евро, как и страны Европы», – объясняют в компании «Интурист».
В обычной реальности, если курс евро или доллара по отношению к рублю растет, то увеличиваются и цены на туры в рублях, что отпугивает туристов, и наоборот – укрепление рубля положительно сказывается на спросе.
СТОИМОСТЬ ТУРОВ УПИРАЕТСЯ НЕ В КУРС, А В АВИАПЕРЕВОЗКУ
И все было бы довольно просто – «рубль крепче – туры дешевле», но есть несколько «но», которые мешают реализоваться вышеописанному принципу.
Во-первых, как напоминают в ICS Travel Group, оплата туров производится в местной валюте страны по внутреннему курсу компании, который далеко не всегда совпадает с российским биржевым курсом. То же касается и авиабилетов за рубеж – курс рубль-евро платформы BSP, по которому оформляются авиабилеты, может существенно отличаться от российского биржевого. Он ситуативный и каждый день разный.
Во-вторых, основным ограничителем роста для российского рынка сейчас является даже не сама стоимость туров – самолеты и при нынешних ценах вылетают со стопроцентной загрузкой – а предложение ниже спроса.
«Колебание курсов, конечно, сказываются на стоимости авиабилетов. Но в условиях острого дефицита авиаперевозки авиакомпании регулируют спрос за счет тарифов. И сейчас применяют далеко не минимальные тарифы», – объясняет один из собеседников «Вестника АТОР».
Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: колебание курсов вызывают рост спроса, который в условиях недостатка перевозки вызывает увеличение тарифов на авиаперевозку и, как следствие, рост (а не снижение) стоимости туров.
То есть крепкий рубль в текущих обстоятельствах ничем не может помочь российским туристам – средний чек на авиаперевозку неуклонно растет. А вместе с ним и цены на турпакеты.
РЫНОК ЖДЕТ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОВОЗНЫХ МОЩНОСТЕЙ
Соответственно, и помочь рынку в этой ситуации может только увеличение числа доступных рейсов за рубеж (до насыщения рынку еще далеко, говорят эксперты).
Среди хороших новостей на этот счет – перспектива возобновления зарубежных полетов на самолетах Boeing-777 «Аэрофлота». Такую вероятность подтвердил знакомый с ситуацией источник «Вестника АТОР».
Компания уже смогла вернуть в эксплуатацию восемь самолетов Airbus A-330, а после объявила полетную программу в Бодрум и Даламан на Airbus A-320. Теперь на очереди Boeing-777.
Хотя эксперты и напоминают, что даже если авиакомпании удастся решить вопросы с собственниками воздушных судов, ограничения остаются по линии американского Минторга. Но они же допускают, что ряд стран настолько заинтересованы в приеме российских туристов, что позволят себе пренебречь западными санкциями.
Таким образом, увеличение провозных мощностей на международных линиях может повлиять на ценовую ситуацию на рынке, с которой не справляется «крепкий рубль».
Источник https://www.atorus.ru/