3 ГОДА ДО ПОЯВЛЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ПОЕЗДОВ МЕТРО В МОСКВЕ
Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в своём телеграм-канале, что сейчас идёт активная работа над перспективными поездами нового поколения. Они будут отличаться повышенным уровнем комфорта и хорошей шумоизоляцией.
«Мы упорно работаем над созданием многообещающего нового поколения поездов, которые смогут выйти на производственную линию с 2026 года. Новый поезд будет вмещать больше пассажиров, его двери будут рекордно широки, а внутри станет тише и комфортнее. Мы также изучаем возможность внедрения автономной работы и беспилотного управления», — отметил мэр столицы.
БЕСПИЛОТНЫЕ ПОЕЗДА В ПОДЗЕМКАХ МИРА
Полностью беспилотных систем метро в мире не так уж и много. Такую систему постепенно внедряют в Париже, автоматизирована вся система поездов в Дубае. В 2016 году первое беспилотное метро запущено в Гонконге — там курсируют составы с системой полного автоматического управления, без кабины водителя. Примечательно, что составы не только самостоятельно включаются и работают, но могут обнаруживать неисправности, а также автоматически чиститься.
Для тех, кто впервые сталкивается с полностью автоматизированными поездами, это зрелище захватывает — вместо кабины в первом и последнем вагонах — окна. Таким образом, пассажиры первого вагона могут наблюдать через лобовое стекло и тоннель, и бегущие под колесами рельсы.
Система автоматизации 2 и 3-го классов, где машинист требуется только для контроля за работой системы, внедрена во многих метрополитенах мира. Такие поезда ходят в Сеуле, Мадриде, Пекине, есть они и в городах Италии, Швейцарии, США, на Тайване, в Венгрии, Дании, в Германии. У подобных поездов остается кабина машиниста, и пассажир практически никакой разницы с обычным поездом не чувствует. В метро Сингапура около 200 км автоматизированных линий — это самая длинная система беспилотного метро в мире.
Первый беспилотный пассажирский поезд был запущен в 2018 году в Великобритании между английскими городами Питерборо и Хоршем. Машинист в таком поезде фактически превратился в швейцара — все его функции свелись к управлению дверями состава.
Сообщалось, что и в Москве по Кольцевой линии несколько лет назад в тестовом режиме запускали поезд на системе автопилота, которую разработали в НИИ Приборостроения имени Тихомирова. Однако в полноценном режиме беспилотники пока еще так и не были запущены.
НЮАНСЫ БЕСПИЛОТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В работе беспилотных поездов есть как свои преимущества, так и нюансы, которые необходимо учитывать при внедрении их в транспортную систему городов.
Так, при большом потоке народа, в часы пик, машинист способен справиться с работой гораздо качественнее беспилотника — он не закроет двери раньше, чем зайдет последний человек. В случае форс-мажоров, когда необходимо вызвать скорую или полицию, человек также справится более эффективно.
Однако и это не основное. Главное, что нужно учесть в процессе полного перехода к беспилотным системам управления — это человеческий фактор. Дело в том, что пока еще далеко не все пассажиры готовы принять то, что их средством передвижения будет управлять не человек, а робот-машина. И эту психологическую составляющую необходимо еще преодолеть.
Источник https://www.atorus.ru/node/51285