«Электронная путевка» в феврале отметила первый небольшой «юбилей» – с 15 ноября 2023 года, когда для туроператоров официально наступила ответственность за непередачу данных в систему, прошло три месяца.
Отвечая на запросы рынка, постепенно меняется и сама система. В среду 21 февраля Госдума РФ приняла в первом чтении поправки к ФЗ «Об основах туристской деятельности», которые упростят для туроператоров продажу «горящих туров».
Когда (и если) эти поправки окончательно будут приняты и вступят в силу, вносить сведения в ЕИС «Электронная путевка» можно будет в момент начала путешествия или же не позднее 72 часов с момента получения документов от турагента.
ЭЛЕКТРОННАЯ ПУТЕВКА НЕ ИЗМЕНИЛА ПОРЯДОК ВЗАИМОРАСЧЕТОВ С ТУРАГЕНТАМИ
Но одно из основных наблюдений за работой системы, пожалуй, было озвучено «Вестником АТОР» в начале февраля: «Электронная путевка» не смогла кардинально изменить взаимоотношения на туристическом рынке.
По словам генерального директора группы компаний «Интурист» Исмаила Болюкбашы, предложенная некоторыми туроператорами в конце 2023 года «новая система расчетов» с турагентами не прижилась. Напомним, один из крупных игроков рынка предпринял попытку изменить агентский договор, чтобы получать от представителей туррозницы полную стоимость тура в момент оплаты, а свою комиссию – когда туристы отправятся в путешествие. Но в итоге это новшество он так и не внедрил.
«Практика показала, что рынок к таким изменениям не готов. Поэтому в ближайшее время никаких изменений не планируется. В том числе не планируются изменения механизмов выплаты и размеров агентских вознаграждений», – отметил тогда г-н Болюкбашы.
Вместе с тем, уже с 1 сентября 2024 года «Электронная путевка» станет обязательной и для всех российских туроператоров, в том числе, работающих на рынке внутреннего туризма, напомнил 20 февраля глава департамента реализации проектов в сфере туристской деятельности Минэкономразвития РФ Владимир Трач в рамках форума устойчивого развития туризма «Путешествуй!» на Камчатке.
У ТУРОПЕРАТОРОВ ОСТАЮТСЯ ВОПРОСЫ К ТЕХНИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ «ЭЛЕКТРОННОЙ ПУТЕВКИ»
Участники рынка говорят о нескольких остающихся технических проблемах в работе системы.
В частности, в ITM Group полагают, что необходимо усовершенствовать систему поиска. Страница отображения ранее переданных данных сейчас показывает только последние 25 заявок, искать более ранние необходимо «в ручном режиме».
«Фильтры и поиск не работают. Выдача по фамилии, номеру договора или какие-то ограничениям дат – тоже не работают. Считаем это категорически неприемлемой недоработкой системы», – отмечают в компании.
Также говорят и о проблеме передачи стоимости договора.
«Хотя около 70% клиентов работают по методу предоплаты с турагентами, все еще не налажен «мост» передачи таких данных туроператору. Заявку не всегда удобно передавать сразу, поскольку на момент бронирования сумма в рублях, как правило, не может быть зафиксирована как окончательная, так как контракты и взаиморасчеты с иностранными поставщиками производятся в валюте, а курс меняется. Проблема могла бы быть решена путем «довнесения» данных на момент окончательной доплаты по договору. Но поиск заявок (по которым надо внести новые данные) не работает должным образом», – объясняют а ITM Group.
Также в компании ждут разработки авто-интеграции с платформой «Мастер-Тур».
«Безусловно, это поможет автоматизировать передачу данных и облегчит жизнь туроператорам», – констатирует собеседник «Вестника АТОР».
Директор по развитию компании ICS Travel Group Оксана Волканова отметила, что проблему интеграции туроператор решил благодаря «самописной» системе «Глобус», и с ноября 2023 года передача данных в «Электронную путевку» осуществляется автоматически.
«Конечно бывают сбои. Например, когда турагентства нет в реестре или не стыкуются какие-то данные. Тогда каждый случай разбирается отдельно, чтобы накопить базу возможных ошибок. Но надеемся, система еще будет корректироваться, справочники, например, или сама передача данных о туристе», – поделилась эксперт.
Проблемой «Электронной путевки» она также назвала довольно большой объем работы, который все еще приходится делать вручную. В частности, система не может принимать сертификаты с машиночитаемой доверенностью, необходимой для подтверждения полномочий при подписании электронных документов.
Также в ICS Travel Group соглашаются с коллегами: объем передаваемых данных о туристе хотелось бы оптимизировать.
Мы обратились за комментарием к оператору ГИС ЕИС «Электронная путевка», компании ОАО НТТ. Согласно данным, предоставленным компанией, сейчас основные вопросы пользователей системы связаны именно с количеством и свойствами данных, которые туроператор должен передавать о туристе и параметрах его поездки.
КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ ОТНОСЯТСЯ К НЕСОВЕРШЕНСТВАМ СИСТЕМЫ С ПОНИМАНИЕМ
Вице-президент АТОР, заместитель генерального директора туроператора FUN&SUN Александр Сирченко, со своей стороны, напомнил, что успехом в коммуникации между турбизнесом и органами власти в отношении работы с «Электронной путевкой» можно все же считать принятое в 2023 году решение начать тестирование системы с выездного туризма.
«Было много сложностей с внедрением электронной путевки, но благодаря взаимопониманию с Минэком удалось избежать «драконовских» мер, и пока процесс внедрения системы идет в мягком режиме», – сказал г-н Сирченко в интервью «Вестнику АТОР», отметив, что, конечно, определенные технические сложности в работе «Электронной путевки» остались.
Отдельно вице-президент АТОР подчеркнул значимую роль отраслевых объединений и АТОР, в первую очередь, АТОР в достижении этих договоренностей. Кроме того, сейчас в планах правительства сократить объем сведений, которые туроператоры должны передавать в систему.
«Пока все только заполняют формы и отправляют сведения в систему «Электронная путевка». А что будет после того, когда начнутся какие-то проверки, или у определенных инстанций возникнут к нам вопросы, мы не знаем. Я полагаю, должно пройти еще какое-то время, чтобы наладилась устойчивая обратная связь», – говорит директор департамента продвижения и рекламы туроператора BSI Group Иветта Вердиян.