Туристические цели Турции на 2025 год озвучил координатор туроператора PEGAS Touristik по России и СНГ Орхан Санджар. Как объяснил эксперт «Вестнику АТОР», курортные регионы страны ожидают сдержанного роста туристического потока из России – Анатолийское и Эгейское побережье в совокупности готовятся принять не менее 5 млн туристов.
«Цель, установленная на 2025 год, – 5 миллионов российских туристов в основных курортных зонах. Для ее достижения необходимо увеличить объемы авиаперевозки и продлить сезон, чтобы туристы прилетали в Турцию в течение всего года», – ранее сказал он изданию Turizm Guncel.
Эти значения схожи с прогнозируемыми на 2024 год. По текущим расчетам, всего с учетом Стамбула и Каппадокии в текущем году Турцию могут посетить около 6,6–6,7 млн путешественников из России.
С подобной оценкой соглашается и вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора «Русский Экспресс» Тарас Кобищанов. По его словам, без учета транзитного потока, курортные регионы Турции в этом году могут принять до 5 млн россиян.
С другой стороны, некоторые эксперты рынка, основываясь на уже имеющихся данных о турпотоке в основные курортные регионы Турции за 8 месяцев, считают подобные прогнозы слишком оптимистичными. Так, за январь – август курорты Анатолийского побережья посетили 2,64 млн туристов из России, Эгейского – 278 тыс. человек, в Стамбуле за первое полугодие побывали около 1 млн россиян.
И если объем перевозки и поездок в Стамбул относительно стабилен – это важный в любой сезон транзитный хаб, то с окончанием лета спрос на туры в Даламан и Бодрум снижается, а значения сентября – октября в Анталье вряд ли превысят 1,2 млн туристов за 2 месяца.
ПРЕПЯТСТВИЕМ ДЛЯ РОСТА ТУРПОТОКА В ТУРЦИЮ ЯВЛЯЕТСЯ ДОРОГАЯ АВИАПЕРЕВОЗКА
По словам г-на Санджара, одним из важнейших препятствий для роста туристического потока является недостаточный объем доступной по цене авиаперевозки.
«Чтобы достичь вышеуказанного количества туристов, необходимы полетные программы, обеспечивающие необходимый объем перевозки. Но это сложно делать из-за санкций», – говорит он.
Напомним, ранее эксперт уже рассказывал, что туристическим властям Турции предложено рассмотреть возможность субсидирования чартеров на курорты в низкий сезон.
В «Интуристе» также подчеркивают, что недостаточный объем доступной перевозки является препятствием для спроса на Турцию. Но и отмечают, что прогнозируемый спрос во многом будет зависеть от ценовой политики турецких отелей. В планах туроператора на следующий год законтрактовать объем номеров по крайней мере не меньший, чем в этом. Не исключается и возможность его увеличения на 20%.
Но более точные прогнозы относительно туристического потока на будущий год делать рано до окончания контрактинга – именно туроператоры поставляют турецким курортам 90% гостей.
Помимо непосредственно экономических факторов на популярность Турции будут влиять и маркетинговые.
Задача привлечь большее количество путешественников поставлена и перед Агентством по продвижению и развитию Турции (TGA). По словам г-на Санджара, их работа «имеет решающее значение». В частности, структура должна работать над расширением сезонности в Турции.
Маркетинговые активности, также как и рейсы в межсезонье, могут быть субсидированы.
В ТУРЦИИ ТАКЖЕ ЖДУТ ТУРИСТОВ ИЗ СНГ. С РЕЙСАМИ ТОЖЕ ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Планы по привлечению дополнительного туристического потока строятся также в отношении Казахстана и Узбекистана. Из Казахстана в 2025 году ждут не менее 500 тыс. туристов. И на этом рынке уже наблюдается значительный рост, в частности, благодаря расширению парка самолетов авиакомпании Air Astana и увеличению количества рейсов Turkish Airlines в Казахстан.
Относительно туристов из Узбекистана ситуация намного сложнее: авиационный рынок страны фактически монополизирован и полеты в Турцию выполняет только национальная авиакомпания Uzbekistan Airlines.
«Авиакомпания ограничивает количество рейсов в целях получения более высокой прибыли. И это не соответствует туристическому потенциалу Турции. Крайне важно, чтобы появились альтернативные варианты авиаперевозки и рынок получил конкурентоспособную структуру, чтобы привлечь больше туристов из Узбекистана», – говорит г-н Санджар.
Эксперт утверждает, что рынки России, Казахстана и Узбекистана в 2025 году продолжат играть стратегическую роль в увеличении доходов Турции от туризма. Но для достижения целей важно составить правильные планы, увеличить пропускную способность авиакомпаний и сделать рынок авиаперевозки на турецких направлениях еще более конкурентным.
ЕСЛИ ТУРЫ В ТУРЦИЮ ПОДЕШЕВЕЮТ, ТО САМОЛЕТЫ МОГУТ «НАЙТИСЬ»
Однако, если посмотреть с другой стороны, технически российские и турецкие авиакомпании начиная с 2023 года, судя по статистике вылетов, способны обеспечить нужный объем перевозки. Если это будет им выгодно. А российским авиакомпаниям, по понятным причинам, будет выгодно любое зарубежное направление, по которому пассажиры будут активно летать – выбор сейчас невелик.
Остается вопрос ценообразования, который в немалой степени зависит и от турецкой стороны – в течении первой половины 2024 года туроператоры неоднократно говорили о негативном влиянии высокой стоимости размещения в Турции на выбор россиян.
Из совокупности этих факторов можно предположить, что вопрос обеспечения перевозки технически может быть решен, но только если спрос на направлении будет стимулироваться гибкой ценовой политикой отельеров.